История шофара
13.08.13 09:45

Во все дни месяца Элул, кроме Суббот и кануна Рош а-Шана, евреи соблюдают красивый и древний обычай – слушают трубление шофара, звуки которого, как говорят, оказывают особое воздействие на еврейскую душу, пробуждая ее от сна повседневности, ибо сказано: «Если прозвучит в городе звук шофара, может ли народ не встревожиться?»

 

Шофар называют одним из древнейших музыкальных инструментов на Земле. В Письменной Торе – это музыкальный инструмент, предназначенный, главным образом, для подачи военных сигналов или для привлечения внимания народа к какому-то важному сообщению. Так, в талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа. Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Йом-Кипур, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца Элул.
 
Как правило, шофар изготавливают из бараньего рога. Считается, что именно рог барана наиболее пригоден для шофара, поскольку это животное ассоциируется с жертвоприношением Ицхака. Кроме того, слово «шофар», означающее музыкальный инструмент, в семитских языках является однокоренным со словом, которым называют горного барана.
 
Однако, согласно Талмуду, для изготовления шофара также подходят рога других кошерных парнокопытных животных, имеющих витые рога, и к таковым относят диких и домашних козлов, антилоп и газелей. Кроме того, рог для шофара непременно должен быть полым – на это намекает и само слово «шофар», однокоренное со словом «шефоферет», что означает «трубка».
 
Но шофар никогда не изготавливают из рога коровы или быка, и этому есть два основных объяснения. В Иерусалимском Талмуде сказано: «Все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром». Так, рог коровы на иврите называют словом «керен», а не «шофар», которое означает рог овцы, козла, антилопы и газели (Мишна Рош а-Шана). Вместе с тем, запрещается применять рога коров, поскольку это вызывает ассоциацию с грехом «Золотого тельца».
 
Технология изготовления шофара за три тысячи лет существенно изменилась – принципы обработки материала для создания этого музыкального инструмента остались такими же, совершенствовались лишь инструменты, необходимые для этого. Процесс начинается с того, что отпиленные рога несколько дней вываривают в кипятке, чтобы удалить мякоть, после чего можно приступать непосредственно к изготовлению шофара. Так как, бараний рог чрезвычайно скручен и его сначала немного распрямляют, для этого его держат над пламенем и силой рук «разворачивают», делая это с осторожностью, так как рог может в любую минуту принять исходную форму или треснуть. Обработанный таким образом рог кладут в специальную металлическую форму и закрепляют, там он остывает и принимает нужную форму.
 
По сей день традиции обработки рогов животных при изготовлении шофаров в разных общинах мира весьма отличаются. В одних общинах считают, что рог для шофара нужно оставлять практически нетронутым, не нарушая его природных форм. В других же принято сильно обрабатывать рог, разогревать его над огнем для придания нужной формы. Для гладкости шофар обтачивается на точильном ремне и, в завершение, покрывается лаком.
 
Древние инструменты не имели мундштука, кончик рога отрезался, либо в нем просверливалось вдувное отверстие. Позднее процедура изготовления шофара стала более сложной: путем выпаривания ему придавали нужные контуры, на широком конце рога формировали раструб, а узкий край растягивали, превращая его в «мундштук». Популярен такой способ изготовления мундштука: верхушка рога отпиливается лобзиком, а в месте спила просверливается отверстие для того, чтобы образовался сквозной канал. Он прочищается проволокой, обрабатывается огнем и, в завершение, ему придается овальная форма.
 
Шофар непременно изготовляется лишь из натуральных материалов, и поэтому даже готовый инструмент сохраняет естественный запах животного. Избавиться от него чрезвычайно сложно – мастера пользуются раствором уксуса, хлорки и прочими средствами, уничтожающими запах. Кроме того, шофар нельзя упаковывать в пластмассовый или любой другой футляр, он должен храниться на специальной подставке, лучше всего – в темном месте.
 
Принято считать, что есть две основных разновидности шофара – ашкеназский и сефардский. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары — длинные и витые. Форма, размер, звуки, издаваемые инструментами, могут подсказать, для кого они предназначаются, а также могут пролить свет на историю еврейской общины той или иной страны. К примеру, испанские евреи предпочитают прямые шофары. Это объясняется тем, что долгое время евреи и их традиции преследовались на Пиренейском полуострове, и было под запретом даже держать в руках шофар. Поэтому мужчины прятали музыкальные инструменты под верхней одеждой, засунув за пояс, а прямые шофары, скорее всего, было легче спрятать. А польские евреи утверждают, что шофар должен издавать «рыдающий» звук: возможно, чтобы отразить страдания евреев Польши. Йеменские евреи отдавали предпочтение большим шофарам, изготовленным из витых рогов антилопы куду. У них глубокий, протяжный более низкий звук, и на нем можно сыграть даже джазовую мелодию.
 
Музыкально-технические возможности шофара были весьма невелики. Исполнитель мог извлечь лишь три-четыре высоких, неточных, но резких и громких звука. Тора упоминает два вида трубления: «ткиа» (трубление начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности) и «труа» (серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней). Различают также такие виды трубления: «тки’а гдола» («большое трубление»), которое длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное) и «шварим», что предполагает быстрое чередование нижней и верхней ноты. Трубить в шофар куда сложнее, чем в трубу. Нужно по особому сжать губы, что весьма тяжело, и даже опытные люди не сразу могут извлечь нужный звук.
 
Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение. Сегодня самые известные фирмы-изготовители шофаров находятся в Хайфе, Тель-Авиве (Израиль) и в Хьюстоне (США).

по материалам http://www.djc.com.ua/news/view/new/?id=9882

album002 album003 album004 album005