Шмини Ацерет
26.09.10 12:55

site.aspx

Шмини Ацерет - отдельный праздник, наступающий сразу после Суккота. Название праздника взято из Торы, (Бамидбар, 29): "В восьмой (Шмини) день у вас будет праздничное собрание (Ацерет)". О Шмини Ацерет мы еще читаем в книге Ваикра (гл.23): "Семь дней приносите огнепалимую жертву для Г-спода, в восьмой день священное собрание да будет у вас и приносите огнепалимую жертву для Г-спода. Это собрание праздничное (ацерет) - никакой работы не совершайте. Согласо тому, что было сказано раньше о значении слова ацерет, ясно, что оно выражает любовь Всевышнего к Своему народу. А мидраш добавляет: Всевышний хотел, чтобы у каждого месяца года был праздник. Нисану Он подарил Песах, ияру - Песах-Шейни, Сивану - Шавуот.
    Всевышний отдал месяцу тишрей: Рош а-Шана, предназначавшийся первоначально тамузу, Йом-Кипур, предназначавшийся аву, Суккот, предназначавшийся элулу. Но тогда где же собственный праздник месяца тишрей? Ему был дан Шмини-Ацерет - его собственный праздник. Это самостоятельный праздник. Мы не сидим в "суке", мы не берем "арбаа миним", мы произносим благословение "Шегехеяну" во время зажигания свечей и при совершении "Кидуша" после "Маарива". И, тем не менее, Шминри Ацерет является своего рода завершением праздника Суккот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.
    С чем можно сравнить этот праздник?  "Его история похожа на историю царя, устроившего праздник. На праздник пришли все его слуги и друзья и веселили царя. Царица сказала им: "Пока царь ласков с вами - просите его обо всем, что вам нужно". Так и Тора советует Израилю: "Просите Всевышнего о ваших нуждах". Но Израиль в течение семи дней Суккот просит о милости для семидесяти народов мира, а не за себя. Поскольку Израиль не понял, что должен просить за себя, Царица задержала его еще на день..."
    В книге Зогар и в Мидраше сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.
    В Шмини-Ацерет произносят молитву о дожде. Это довольно длинная молитва, состоящая из собственно просьбы о дожде и нескольких пиютов (стихов, гимнов). Она читается очень торжественно. Зима - время дождей, и на переломе года, в Шмини-Ацерет, мы просим Б-га дать нам дождь. После этого всю зиму мы вспоминаем о дожде в каждой молитве. Благодаря дождю в мир приходит жизнь. Колос, прорастающий из зарытого в землю зерна, - символ будущего воскрешения из мертвых. Поэтому в течение всей зимы "просьба о дожде" вставляется во второе благословение молитвы Шмоне-Эсре, в котором говорится о воскрешении мертвых.